Секретные техники тайцзи-цюань стиля Ян: миф или реальность?
Поводом для данной статьи послужил материал Владимира Бондаренко под названием «Тайцзи-юань семьи Ян: стиль "внутренних покоев"». Вот отрывок из этого материала: «Весь мир практикует тайцзи-цюань семьи Ян в передаче Ян Чэнфу, и многие наслышаны, что тайцзи-цюань - не только оздоровительное искусство, но и искусство боя. Но возникает вопрос, как удалось Ян Лучаню получить прозвище "Ян уди" ("Ян не имеющий противников"), практикуя только 1 комплекс? На самом деле это не так. Преподавая в Пекине, Ян Лучань и Ян Баньхоу уже подразделяли свой стиль на "внутренние покои" и "внешние покои" (фунэй и фувай). "Внутренние покои" преподавались членам семьи Ян, императорской семье и чиновникам высокого ранга. Для всех остальных преподавались упрощённые версии "внешних покоев".»
Я не историк, поэтому не буду ворошить прошлое. Разберем один аспект: насколько в прагматическом плане прогресс ученика зависит от преподаваемого направления (фуней, фувай). И стоит ли гнаться за «истинной» традицией?
К сожалению, мы имеем типичный пример: хочешь спрятать предмет, положи его на самом видном месте. Погоня за «секретами, истинной традицией и прочее» приводит к тому, что ученик ждет чуда, а не работает над собой. Все забыли, что знание внутри нас. Учитель лишь пробуждает сокрытое в ученике. Ведь принципиальные различия школ проявляются после 3-5 лет практики. А на первых порах нужно «вкалывать», работая над собой. И здесь уместны и «фуней» и «фувай». Главное чтобы была поставлена внутренняя структура, появился навык проявлении цзинь и т.д. А то грустно наблюдать учеников практикующих секретные традиции и при этом элементарно не могущих работать от центра (дантянь).
Основное различие между направлениями фуней и фувай состоит в количестве комплексов и в наличии нейгун-практик. При этом это подается часто как большой секрет. Не спорю, что для спортивного ушу, нейгун - это секрет. Мы же работаем его в контексте традиции как рядовую дисциплину и не считаем секретом. Так же как и выполнение комплекса в разной манере: учебная форма, низкая форма, быстрая форма, пушечная форма. Проведите простую аналогию с большим, старым, малым каркасом. Все это часть рутинной работы с которой можно ознакомиться прочитав наши методички – и ничего секретного здесь нет. Как говорят сами китайцы: «нет секретов, есть тяжелая работа над собой (гунфу)».
Что касается: можно ли стать непобедимым практикуя одну форму. Вспомните другие стили БИ – во многих вообще нет форм. Главное не количество форм, а качество работы над конкретной формой. Ведь реально в бою используется 3-4 техники. Остальное применяется от случая к случаю, а часто не применяется вообще. Кто много дрался в действительности, меня поймет. Поэтому мой совет практикующим: неважен стиль или направление. Важно насколько вы доверяет вашему учителю и насколько учитель понимает то, что преподает. Работайте!
|